Разделы: Внеклассная работа

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я помню себя совсем маленькой девочкой в старомпрабабушкином доме чувашского села. До сих порсвежи в памяти деревянный, скобленый добела столс лавками, русская печь, “жаворонки”, испеченныена Пасху, расшитое полотенце на иконах, нарядныерушники... Жизнь текла неспешно, от праздника кпразднику, по народному календарю.

Последующие годы моего детства связаны снебольшой сибирской деревней Колбой. Такназывают в этих местах дикий лук, растущий поберегам одноименной речушки, по-другому –черемша. В мир моего детства незаметно вошла иэта маленькая речка с прибрежными цветущимитравами, и мой добрый, неразговорчивый дедушка,наблюдающий за конями на пригорке, и заботливаябаба Маня у русской печи, вынимающая горячиехлеба. Запомнился сладковатый запах “шанюшек”,испеченных к празднику. Та же простота,деревенская размеренность жизни: посевная,покос, уборочная.

Свободное время в долгие зимние дни мы частопроводили вдвоем: бабушка с веретеном в руках и я,скручивающая куклу из старинной шали. Впривычном и кажущемся мне бесконечном течениижизни ощущалось какое-то непостижимое таинство.Оно незримо присутствовало в скромной иконе,висевшей в “красном углу”, в узорной вышивке нарубашке у маленького братишки, в цветном пояске,который бабуля наказывала всегда носить:“Неровён час, Бабай уташшит”...

Пропели годы. Только будучи взрослым человекомя осознала, какой притягательной силой обладаетнародное творчество, как много значит оно длявоспитания доброго сердца. Яркие образы детстваи любовь к родной деревне, восхищение красотойплодоносящей земли и талантом русского человекаобрели свое воплощение в авторскойобразовательной программе, обращенной к чистымродникам народного искусства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Там, где северо-восточные склоны КузнецкогоАлатау переходят в равнину, раскинулся нашШарыповский район с многочисленными курганами иголубыми озерами. Среди них изумительное посвоей красоте озеро Инголь. На этой территориисохранилось много топонимов, следов давноушедших в историю древних народов. Старинныегеографические названия, передаваемые изпоколения в поколение, дошли до наших дней. Так,“ин” в названии озера переводится с тюркскогокак “нора”, “голь” – озеро, что в целомбуквально означает “нора-озеро”. Древнееназвание местной речки Едет переводится как“солнечная река”. Также называется и ближайшееот станции село, где живут учащиеся нашей школы.

Красноярский край – удивительная по своемунациональному разнообразию земля. Ее культурныетрадиции имеют глубокие исторические корни, очем свидетельствуют археологические раскопки инаскальные рисунки, подтверждающие первобытнуюкультуру ранних цивилизаций.

Большое историческое влияние на формированиесовременной культуры края оказал факторпереселенчества, традиции народов поморья иевропейской части России, особенно Мордовии,Пензенской и Смоленской губерний. Мозаичноепереплетение северных, центральных июжно-русских, украинско-белорусских и иныхтрадиций, частично сохранившихся и испытавшихвзаимовлияние, составляют национальноесвоеобразие современной культуры Красноярскогокрая.

В XIX веке Красноярск был центром сибирскогоказачества. Интенсивное культурное развитиерегиона началось во время строительстваМосковского тракта “Ачинск – Красноярск –Канск”. В годы подъема сибирского промышленногокомплекса и строительства Красноярской ГЭС навеликую стройку ехала молодежь со всех концовстраны и, оставаясь здесь для постоянногожительства, привносила в культурнуюсокровищницу края традиции своей земли.

Многонациональный характер культурыКрасноярского края определил важнейшуюнаправленность авторской образовательнойпрограммы, ориентированную на изучение итворческое освоение детьми богатых традицийсвоей “малой родины”, знакомство с ее историей,природой, этнографией, топонимикой, народнымиобычаями, праздниками и обрядами.

Предлагаемый программный курс, рассчитанный натри года обучения детей младшего и среднегошкольного возраста, направлен на приобщение крегиональным традициям народной народное рукоделие вышивки и в тоже время предполагает расширение представленийи знаний детей об отечественной культуре своегокрая, Сибири, Урала, Поволжья, Архангельской,Владимирской, Воронежской и других областейРоссии.

В творческом освоении культурных традициидетям предлагается комплекс искусств: устноенародное творчество, песенно-музыкальный иигровой фольклор, различные видыдекоративно-прикладного народного искусства,архитектура живопись, литература. В этой связивозникает необходимость знакомства детей скартинами художников, памятниками деревянной икаменной архитектуры, музейными образцаминационального декоративно-прикладногоискусства, народными мифами, песнями, легендами иповерьями, литературно-поэтическим творчествомклассиков, научно-исследовательскимиматериалами. Более полное образноепредставление о традициях народной культурыдети получают в собственном творчестве, приразучивании и исполнении хороводной песни(начиная с местных образцов фольклора), ввышивании традиционного орнамента, втеатрализации сказки или праздничного обряда,живописном изображении или макетированиидеревянной избы, храма, предметов народного быта.В изучении и творческом освоении традицийособенно важное значение придается воспитаниюэмоционально-чувственного отношения детей ксмысловому, нравственно-эстетическому ихудожественно-образному содержаниюпроизведений искусства, а также активномувыражению полученных представлений всобственном творчестве.

Таким образом, обличаясь от узкопрофильногокурса, нацеленного на приобретение навыковвышивания, данная программа предполагаетширокий спектр возможностей для полихудожественногоразвития ребенка и в конечном итоге определяетгармоничное воспитание личности на основекомплекса искусств.

Среди разнообразных форм и средств,предусмотренных программой, приоритетноезначение имеет поисковая деятельность школы,объединяющая педагогов, учителей-предметников,детей и родителей. Она включает собираниеисторических сведений о жизни своего села иКрасноярского края, старинных предметовнародного быта, образцов устного,песенно-музыкального, танцевального, игрового,праздничного фольклора, сведений о народныхприметах и обычаях, о местных художественныхремеслах (искусстве вышивания, резьбе и росписипо дереву, изготовлении традиционного костюма), орецептах народной кухни. Это способствуетпостоянному пополнению экспозиции школьногомузея, обогащает содержательный уровень занятий,повышает значимость обучения и воспитания наоснове подлинников народного искусства.

Среди распространенных форм проведениязанятий – беседы, встречи смастерами-художниками и местными умельцами,тематические экскурсии в музеи и походы посвоему краю, родному селу. Новой содержательнойформой работы по авторской программе являетсяпроведение заочных экскурсий-путешествий поулицам и музеям Москвы и других городов,культурных центров России.

Художественно-краеведческая направленностьпрограммы позволяет расширить круг задач ипроводить более углубленные, интересные занятияс детьми.

Цели программы: эстетическое ихудожественно-нравственное воспитание личностина основе приобщения детей к региональнымкультурным традициям России, воспитаниепатриотических чувств, любви к родному краю,своей Родине.

Основные задачи программы:

  • целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к природе, истории, культурным традициям своего села и родного края;
  • воспитывать высокие нравственные качества в общении с памятниками отечественного искусства, последовательно формировать у детей эстетическое чувство любви к прекрасному в искусстве и жизни;
  • активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения региональных российских традиций народной вышивки и традиционного костюма;
  • способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения памятника искусства в отечественной культуре;
  • формировать художественное воображение и творческие способности детей в разнообразных сферах деятельности (в изобразительном, декоративно-прикладном, песенно-музыкальном, театральном, литературном и других видах творчества), на основе интегрированного обучения и полихудожественного развития личности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (72 часа)

Первый год обученияознакомительно-подготовительный. Детизнакомятся с историей народной вышивки и еебытовым назначением. Изучают технику вышиванияна основе отсчета ниток. Учатся выполнятьтамбурный шов, шов “вперед иголку”,“бархатный” и “читать” узоры на традиционныхкостюмах, полотенцах, скатертях, вышитыхмастерицами села, края, других регионов России.Знакомятся с “обережной” символикой (знакамисолнца, земли, воды). Изучают, рисуют, вышиваюттрадиционными приемами “древо жизни”.Участвуют в поисково-краеведческой деятельностишколы. Узнают о субэтносе Красноярского края.Знакомятся с фольклорными жанрами народноготворчества (играми, потешками, дразнилками,сказками, пословицами, скороговорками, песеннымфольклором). Рассматривают традиционныеорнаменты национальной вышивки Красноярскогокрая (мордовской, рязанской, пензенской,владимирской, смоленской). Знакомятся спраздниками народного календаря и обычаямисибиряков.

Образовательный курс предполагаетприобретение знаний и представлений:

  • о географическом положении и историческом значении государства Московского в XIV-XVI веках;
  • об истории и архитектуре памятников Москвы: Покровском соборе, Доме бояр Романовых, Государственном историческом музее; памятников русского Севера;
  • об истории, природе, искусстве родного края, своего села, о возникновении г. Красноярска, крепости-града на Енисее; об архитектурных памятниках края;
  • о сибирском субэтносе и его культурно-историческом значении (проведение встреч и бесед со сторожилами села, экскурсий в музей школы, района, краевого центра, творческое освоение устного народного творчества и песенного фольклора).

Тема 1 Вводное занятие

Как девоньки вышивали, вышивали дапесню напевали.

Знакомство с искусством вышивания. Изучениетехники вышивания на основе отсчета ниток. Видышвов. История развития искусства вышивания врегионах России. Значение традиционной вышивки.Вышивка на крестьянской одежде: праздничной,будничной, на одежде жницы, на покосной рубахе ит.д.

Знакомство с репродукциями картин русскиххудожников, изображающих персонажи в вышитойодежде. (Ю. Васнецов “Сорока-белобока”, Н.Рерих“Снегурочка”, И. Билибин, иллюстрация к сказке“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”,В.Васнецов “Три царевны подземного царства” и“Иван-царевич на Сером Волке”, Б. Кустодиев“Крестный ход”, “Ярмарка”).

Разучивание русской народной песни “Уж ясеяла, сеяла ленок”. Слушание лирическихнародных песен (этнографических записей): “Назаре было, на зорюшке”, “Пойду бором, дорогою”.

Сказки сказываем да играем: “Снегурочка”,“Иван-царевич и Серый Волк” (театральнаяимпровизация по русским народным сказкам).

Тема 2

Кто мы, откуда? Крепость-град на Енисее

Образование государства Енисейского.Глубинное родство. “Родословное древо”.Сибирский субэтнос. Взаимоотношение человека иприроды, обрядовая культура. Как построить дом,обряды рубки дерева, выбора места (обряддомостроя “Как дом построить”). Крестьянскийдом как модель мира. Особенности застройкисибирского села.

Архитектура: “Деревянное кружево вархитектуре Красноярского края”. Деревяннаясказка “Кижи”. Крепость на семи холмах – началоМосквы. История государства Московского. Кремль.

Экскурсия по своему селу: “Виды деревянныхстроений” или “Как сибирский дом построен”.

Зарисовка старинных домов села, “Придумываемкрепость-град. Рисуем “родословное древо”, гербсемьи.

Чтение: стихи о Москве, о Кремле, своей Родине,стихи местных поэтов о селе.

Историческая песня “Ах ты, матушка, преславнаяМосква” (слушание).

Разметка ткани. Вышивание салфетки швом“вперед иголку – назад иголку”.

Тема 3

“Мировое древо” вышиваем, шов “впередиголку” применяем

Вышивка “Мирового древа жизни”, солнечныхзнаков, знаков плодородия. Используется шов“вперед иголку – назад иголку”, “тамбурный”.Изучаем земное устроение по “Мировому древу”:от вершины к корням. Космологическая изооморфная символика в народном костюме. Детскаяигра как “оберег”.

Народные игры: “Яша”, “Скрипи, нога”,“Золотые ворота”, “Бабка Ёшка”.

Чтение о явлениях природы и загадках Вселенной.Сибирские загадки и пословицы.

Изобразительное творчество: “Мировое древо”,“Как мир устроен”, солнечные знаки, знакиплодородия (декоративное рисование, узор вполосе).

“А у нас сегодня Осенины” (праздник осени постаринному обычаю). Жнивные песни: “Раз полоскуМаша жала”, “Метельник-бездельник”, “Ходилкозел по меже” (слушание, разучивание).

Тема 4

Образы хозяйки мира и Богородицы внародной культуре

Салфетка “Макошь”. Шов “вперед иголку – назадиголку”, “тамбурный”. Изображение образовМакоши и Параскевы – Пятницы в русской вышивке.Традиционные мотивы северной, смоленской,чувашской, рязанской вышивки.

Экспедиции: “Полотенце бабушки Таисьи” (поисквышитых полотенцев в местных селениях).

Экскурсия в школьный музей “Обрядовоеполотенце”, “Славянская богиня Макошь наполотенце”. Экскурсия в городской музей“Полотенце в приданом невесты”.

Конструирование узоров-рисунков на основеузоров старинных полотенцев с использованием“обережной” символики, символов солнца, земли,воды и т.д. в зависимости от назначения полотенца.

Сказки, былины, народные песни (слушание,разучивание, обыгрывание).

Тема 5

Вышиваем, праздники да развлечениясела сибирского изучаем

Традиционный поясок. “Бархатный” шов.Обережность народного пояска. “Опояска”,“кушак”, их назначение. Подготовка подарка –“одарка” (вышивка традиционным швом по выбору).

Никола Зимний. Никола – “хранитель на водах”.Образ Садко. Приметы зимы. Веселый сезонсибиряков: отдых, зимние развлечения. Круг –крепость – оберег. Игры в кругу, хороводы.Хороводные песни. Празднование святок. ЗимниеСвятки в Сибири. Святочные песни, игры. Коляда.

Песенный фольклор. “Вечерошная песня”Приангарья – “Вечер девки вечериночки сидят”(разучивание). Колядки: “Ой, ты, клюзецка”, “Сето,сето на новое лето”, “Как ходила Коляда”, “Как удедушки Степана”, “У бабушки Варварушки”(слушание, разучивание).

Рисуем маски для исполнения колядок.

Тема 6

Святочные вечера

Выставка детского творчества “Смотрины”.Святочные вечера. Народные игры с детьми: “Я качуколечко”, “Дударь”, “Шел козел дорогою”,“Бояры”, “Пущу я кубел”, “Ой, там, на горе”,“Славите, славите”. Гадания (загадывание на сон).Сказки разных народов.

Тема 7

Обряды и обычаи Великого поста

Вышивка платочка с пасхальным вензелем,мешочка для пасхальных яиц. Роспись деревянныхяиц. Понятие: яйцо – символ жизни. ПразднованиеПасхи в Сибири и других регионах России, обряды иобычаи Великого поста. Праздник Красной горки.Вербная неделя. Закликание весны. Игры и хороводыКрасной горки. Пасха в Троице-Сергиевой Лавре(видеофильм).

Песни первых весенних хороводов “Надоело нам,робяты”, “Синтетюриха”, “Веснянка”, “Какпошел наш козел” (слушание, разучивание).

Игры. “Горелки”, “Золотые ворота”, “Воронвороватенький”, “Уж я улком шла”.

Тема 8

Зеленые Святки

Занятие – праздник – выставка. Итоговаявыставка детского творчества. Исполнениеразученных песен, хороводов, игр, потешек,дразнилок, пословиц. Инсценирование, обыгрываниенародной сказки, праздничного обряда.

К концу года дети должны знать:

- основы технологии традиционной вышивки“вперед иголку – назад иголку”, выполнять“бархатный” и “тамбурный” швы; украшатьсалфетку, поясок;

- историю образования Красноярского края, г.Красноярска, своего села Едет, историювозникновения г. Москвы и архитектурныхпамятников Кремля; праздники народногокалендаря, отличительные особенности праздниковсибиряков; символическое значение “мировогодрева жизни”, “родословного древа”; знакиплодородия, солнечные знаки, знаки земли, воды,Макоши; народные песни, хороводы, игры, сказки;приобрести навыки театральной импровизации помотивам народных сказок и праздничных обрядов,уметь исполнять народные песни, водить хороводыи т.д.

Второй год обучения (72 часа)

Второй уровень обучения предполагает изучениетехнологии “гладьевых швов”. К ним относитсявладимирский шов – красочная вышивка сфантастическими сказочными изображениямирастений, птиц, животных, фигуры человека. Шоввыполняется толстыми крупными стежками,заполняя узор только на лицевой стороне.Основной цвет вышивки – красный, с небольшимдобавлением в узор синего, изумрудно-зеленого изолотистого тонов.

Александровская гладь (г. АлександровВладимирской области). Узор выполняют гладью безнастила, используются растительные мотивы,обобщенные образы веток, полевых цветов и ягодмалины, рябины и т.д. Цветовое решение условное,например, красные ягоды и коричневые листья,синие цветы и золотисто-желтые листья. Элементыузора вышивают гладью, козликом, стебельчатым ипетельным швами.

Предлагается изучение технологии сибирскойвышивки. Это вышивка цветными суконными,шерстяными нитками или “мулине”. Узорысоставляют волнистые пересекающиеся линииразного цвета: красного, синего, зеленого,желтого.

Дети знакомятся с созданием художественнойвещи в разных материалах (из ткани, кожи, дерева,металла, фарфора), узнают о традициях народныхпромыслов Гжели, Хохломы, Богородского, Абашева,Каргополя, Дымкова. Знакомятся с творчествоммастеров и умельцев своего села и района. Дети иродители активно вовлекаются впоисково-краеведческую деятельность.

В течение года дети участвуют в подготовке ипроведении праздничных представлений и выставокк датам народного календаря, изучая игры,хороводные песни, обряды. Большое вниманиеуделяется сибирским традициям народной вышивки,художественным особенностям декоративныхпредметов крестьянского быта, особенностямустного народного творчества, праздничного,песенно-игрового фольклора.

Продолжается знакомство с народной культурой иискусством Сибири, архитектурными памятниками г.Москвы, г. Владимира и др., искусствомвладимирской вышивки, праздниками народногокалендаря, живописными произведениямихудожников.

Тема 1 Вводное занятие

Искусство создания художественнойвещи в разных материалах

(из ткани, кожи, дерева, металла,фарфора)

Искусство как единство красоты и пользы,достояние национальной и общечеловеческойкультуры (знакомство с памятниками народногоискусства). Красота вокруг нас: украшение внешнихи внутренних интерьеров деревянного дома,предметов народного быта, традиционной одежды.Творчество народных мастеров и умельцев.Закрепление приемов вышивки: “вперед иголку –назад иголку”, “тамбурного” и “бархатного”швов.

Экскурсии в школьный и городской музеи. Тема:“Мастера своего дела” (общее знакомство сподлинными образцами народного искусстваКрасноярского края, региональными особенностямихудожественных традиций в народной вышивке,росписи, резьбе по дереву, крестьянской одежде).

История. Краеведение. Летопись человечества,запечатленная в камне, дереве, стекле. Эпохапалеолита в раскопках: стоянка “Березовый ручей– I”, Шарыповский район.

Народное декоративно-прикладное искусство,живопись. Беседа: “В гостях у мастеров села, края,всей Родины моей”. Рассказ о подлинникахнародного искусства, изделиях из керамики,стекла, кожи, дерева, “унтайках да шубах”(хакасской одежде из кожи и меха, украшеннойнародным орнаментом). Изделия мастеров Городца,Гжели, Полховского Майдана, Дымкова.Традиционная одежда и предметы народного быта визображении художников (А. Венецианова, В.Тропинина, В. Васнецова, И. Суриков!).

Народный календарь. Осенние праздники. ДеньСимеона-летопроводца. Осенины “Всякому лету“аминь”!” Песни и игры осеннего календаря.Приметы и обычаи. Песни-игры: “У бабушки, уВарварушки”, “Коза с орехами”, “Козел пошел полыки”, “Плетень”, “Колышки” (разучивание,исполнение).

Тема 2

Вышиваем полотенце сами, своими руками

Вышивка традиционного орнамента полотенца.Подготовка к выставке “Льняные смотрины”.

Экспедиция в село с целью собирания вышитыхизделий и сведений о традиционных полотенцахсвоего края и российских губерний. Пополнениеэкспозиции музея. Тема: “Полотенце ук-рашивала,узор долго вынашивала”. “Чтение” узоров наполотенцах и других старинных вышитых изделиях,творческое освоение художественных традицийдетьми.

История. Краеведение. История полотенца.Назначение. Роль вышитого полотенца впраздничных обрядах. Русский орнамент. Зарисовкаполотенца из “бабушкиного сундука”. Рисование– конструирование своего узора народногополотенца.

Экскурсия в школьный музей “Народноеполотенце”. История полотенца. Значениеукрашения, его роль в праздничных обрядах.

Народный календарь. Праздник Покрова. ДеньПараскевы-Пятницы.

Фольклорные жанры. Слушание и разучиваниесвадебных песен, хороводов, игр. Подготовкапраздничного представления “Льняные смотрины”(итогового праздника – выставки с участием детейи мастериц села).

Тема 3

Гладьевые швы

“Верхошвы” (владимирские швы). Вышивка изделий(фартука, Салфетки, скатерти) владимирскимишвами. История владимирской вышивки.

Архитектурные памятники г. Владимира. История,художественные стили, декоративное убранство.

Старинные сибирские обычаи, обряды зимнихпраздников. Рождественский сочельник. Коляда.

Экспедиция в село с целью собирания местногоматериала: сказок-страшилок, колядок, пословиц,сведений о костюмах ряженых, образцовтрадиционной одежды и предметов крестьянскогобыта.

Святочные песни: “Над вертепом звезда ясна”,“Как ходила Коляда”, “Припевки”, “Щедровка”,“Как у дядюшки золотая борода”.

Тема 4

Национальные особенности культурысибиряков:

Культурные традиции старой исовременной Сибири.

Архитектура, декоративно-прикладноенародное искусство

Сибирская вышивка (фигурные композиции и узоры,состоящие из кривых пересекающихся линий).Вышивание подарка – “одарка” – платочка дляпасхальных игр.

Народный календарь: Масленица. Праздничныеобряды и обычаи.

Живопись. Образы народного праздника вкартинах художников: И. Суриков “Взятие снежногогородка”, Б. Кустодиев “Масленица”. Рисованиена тему “Масленица”.

Детский праздник-гуляние “Масленица”. Участиев праздничном представлении.

Подготовка к празднику Красной горки и встречевесны: разучивание игровых и хороводных песен,игр, потешек, инсценирование народных обрядов.

Деревянное зодчество и каменная архитектуракультурных центров России: г. Красноярска,Москвы, Сергиев-Посада, Владимира, Архангельска.Архитектурные комплексы Московского Кремля иТроице-Сергиевой Лавры, музеев-заповедников“Коломенское” и “Кижи”.

Тема 5

Итоговое занятие

Выставка детского творчества. Праздничныепосиделки с приглашением бабушек-мастериц.

К концу второго года обучения дети должнызнать:

- технику выполнения швов “вперед иголку –назад иголку”, “тамбурного”, “бархатного”,гладьевых швов (владимирской “белой глади”,“цветной глади”, традиционной сибирскойвышивки);

- праздники народного календаря (из цикла“Вслед за солнышком живем”), старинныесибирские обычаи и обряды; историю полотенца,обряды с полотенцем; народные песни, хороводы,игры, потешки, дразнилки; сказки;

- известные картины русскиххудожников-живописцев;

- отдельные памятники архитектуры Сибири,Красноярского края, Москвы, г. Владимира,русского Севера; основные архитектурные стили иособенности декоративного убранства;

- вышивать изделие (салфетку, пояс, полотенце)традиционными швами; составлять композицию,декоративный узор из “обережных символов”,знать общие особенности традиционногокрестьянского костюма, применятьукрашение-вышивку в современной одежде; петьнародные песни, водить хороводы, обыгрывать,инсценировать сказки и праздничные народныеобряды.

Третий год обучения (72 часа)

Тема 1

Вводное занятие

Закрепление знаний о традицияхрегиональной вышивки и навыков выполнения швов

Освоение швов: “вперед иголку – назад иголку”,“тамбурного”, “бархатного”, “сибирского”,“владимирского”, “белой глади”, “цветнойглади”. Освоение технологии вышивки “крест”.Вышивание вензеля на салфетке или платочкевыбранном швом. Декоративное назначение вышивки.Сходство и отличие традиций народной вышивки взависимости от региона. “Чтение” узоров навышитых изделиях из “бабушкиного сундука”.

Подготовка эскизов и вышитых изделий квыставке. Уметь рассказать об особенностяхтрадиции, символике узора своей вышивки.

Уборка урожая в живописи: А. Венецианов “Нажатве”, А. Пластов “Жатва”. Народный костюм икрестьянский быт в картинах художников.

Архитектура: деревянное зодчество центральныхи северных районов России, Урала, Сибири, г.Красноярска, своего села. “Солярные” знаки внародной вышивке и деревянной резьбе (заочныепутешествия).

Народный календарь. Осень. Три Спаса.Вязание ритуального снопа и другие обряды (обрядпохорон мух, комаров). Традиции “Дожинок” вСибири.

Фольклорные жанры. Жнивные песни. Первыеосенние посиделки, народные игры, песни.

Тема 2

“Баю-баю, Машеньку качаю”, русскаятряпичная кукла

Русская тряпичная кукла. Назначение куклы.Способы изготовления: сшивная кукла, несшивнаякукла. Мастерим куклу-скрутку, куклу-барышню,куклу-барыню.

История русской тряпичной куклы. Сибирскаякукла в рассказах старожилов. Космологическая изооморфная символика народного костюма.

Живопись. Сказочные сюжеты в изобразительномискусстве: Н. Рерих “Снегурочка”, М. Врубель“Царевна-Лебедь”.

Архитектура: деревянное зодчество русскогоСевера, архитектурный комплекс-музей “Кижи”,“Коломенское”. Особенности внешнего ивнутреннего убранства. Традиционные особенностисеверных орнаментов в вышивке и художественнойдеревянной резьбе (сравнение).

Описание народного костюма и праздников влитературных произведениях, сказках (знакомствос иллюстрациями художников).

Фольклорные жанры. Колыбельные песни, сказки,народные игры. Кто такая Баба-Яга. Культ медведя.Змей – поглотитель. Водяной змей. Змей –похититель. Образ змея и “царство мертвых” вмифах и сказках.

Тема 3

Несшивная кукла

Изготовление сибирской “обережной” куклы:“скрутки”, “Купавки”, “Кузьмы и Демьяна”,кукол “День и Ночь”, “Ангелочек”.

Народный календарь. Встреча зимы. Кузьминки.

Фольклорные жанры: небылицы-перевертыши,посиделки “Именины Кузьмы и Демьяна”.

Экспедиция. Собирание и разучивание народныхдетских игр своего села.

Тема 4

Сшивная кукла

Изготовление крестьянской тряпичной куклы врусском костюме и кубанской куклы.

Народный календарь. Рождество. Коляда.

Фольклорные жанры. Русские народные песни:“Тут и ехали, наехали”, “Летел сокол”, “Летелкочеток”, “Как у Ваньки кудри”, “Тута холост,неженат”. Обыгрывание песен (самодеятельныйтеатр).

Каменная архитектура Красноярского края,Сибири, Урала. Соборы Московского Кремля, г.Сергиев-Посада Московской области (заочныеэкскурсии). Основные особенности архитектурныхстилей, внешнего и внутреннего декоративногоубранства. Отражение впечатлений ихудожественных особенностей памятников вдетских рисунках и архитектурных макетах.

Тема 5

Этнографическая кукла

Изготовление. Русская тряпичная кукла врусском народном костюме. Русская кукла всибирском одеянии. Кукла в костюме северныхгуберний. Карельская кукла. Кукла в костюмеВоронежской, Смоленской, Пензенской губернии, врязанском костюме. Кубанская, мордовская кукла.Кукла-крестьянка. Кукла-барыня.

История. Краеведение. История и особенностирусского народного костюма. Основные элементыженского народного костюма. “Защитные” функциивышивки. Техника кроя русского костюма. Рубахатуникообразная. Понёва, сарафан. Сибирскаяодежда: крой, стиль. Значение цвета в народномкостюме. Северный костюм. Южно-русский костюм.Орнамент в народном костюме.

Отражение специфики традиционного костюма,особенностей быта, национального складахарактера человека в литературныхпроизведениях. Сходство и различия в одежденародов России. Экскурсия в музей.

Народный календарь. Зимние Святки. Традициявстречи Нового года в Сибири.

Живопись. Иллюстративный ряд: открытки, фото,иллюстрации в книгах, отображающие народныйкостюм с учетом региональных особенностей. Сборматериала и составление семейного альбома.Народный костюм жителей Сибири (девичий, женский,мужской).

Фольклорные жанры. Символика величальныхсвяточных песен. Солнцеворот. Русский Никола иСанта Клаус. Играем в куклы: “Ряженье и вожденьекозы на Святках”.

Песни: “Пролетел соколик”, “Коляда”,“Корительная”, “У нашей светлицы”. Хороводныеигры: “Селезень”, “Прялица” и др.

Праздник “Рождество” и образы зимней природыв произведениях писателей, поэтов, творчествехудожников. Природа и “рождественское”настроение в творчестве детей (проза, стихи,рисунки).

Тема 6

Рукодельницы

Итоговое занятие. Выставка – зачет. Проведениепраздника “Прощай, весна! Здравствуй, летокрасное!”.

Народный календарь. Троица. Зеленые Святки.Троицко-семицкие обряды и обычаи.

Фольклорные жанры. Песни и игры, освоенные загод. Обряд-игра “Похороны Костромы”.

Подготовка праздничного представления ивыставки детского творчества (вышитые изделия,самодельные куклы в региональных народныхкостюмах, рисунки, архитектурные макеты,литературно-исследовательские и поэтическиесочинения, сочинения – впечатления,тематические альбомы и др.).

К концу третьего года обучения дети должнызнать:

  • региональные особенности народного костюма жителей Красноярского края;
  • праздники народного календаря, обычаи, традиции народных художественных промыслов России;
  • художественные стили и декоративные особенности русского народного зодчества и каменной архитектуры.

Уметь:

  • мастерить тряпичные куклы, региональный народный костюм для куклы с элементами вышитого орнамента;
  • конструировать художественные макеты архитектурных памятников;
  • выражать в рисунках, песенно-игровом и литературно-поэтическом творчестве образные впечатления, полученные на занятиях, в экспедициях, музеях.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515241/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Новые виды рукоделия: обзор современных хобби для неординарных женщин Вышивка бисером строчный шов

Народное рукоделие Народное рукоделие Народное рукоделие Народное рукоделие Народное рукоделие Народное рукоделие