Творческий проект на тему « Роспись деревянной доски. Городецкая роспись»

ВВЕДЕНИЕ

Идея данного проекта – после изучения материала создать работу по продуктивным видам деятельности «Городецкая роспись деревянной доски ».

Актуальность:

Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит кпотери связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека.

Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение

 

Цель –знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка. Способствование формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре.

Задачи:

 развитие зрительно-пространственной координации;
– развитие мелкой и крупной моторики руки;

– ознакомление с Городецкой росписью;

– обучение технике рисования Городецкой росписи.

 

 

Теоретическая часть

1.Что такое Городецкая роспись?

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

2.История Городецкой росписи

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось дереву украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

3.Подготовка материала к росписи

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для росписи является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера.Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

4.Мотивы и композиции городецкой росписи

Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:

-цветочная роспись,

-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы

-сюжетная роспись.

 Безусловно, такое деление на виды весьма условно, поскольку та же сюжетная роспись не может обойтись без цветочных мотивов.

Цветочная роспись.

Это самый простой и наиболее часто используемый вид. В самом простом варианте изображается один цветок с расходящимися от него листьями. Более сложный вариант цветочной росписи предполагает и цветочный орнамент и более крупные, вписанные в круг, цветы.

Среди цветочного орнамента можно выделить несколько наиболее распространенных:

изображенный симметрично «букет»,

«гирлянда» - одна из разновидностей «букета», когда один или нескольку крупных цветков располагаются в центре, а в стороны от них расходятся мелкие цветы с листьями,

«ромб» - вариация «гирлянды», когда от крупных цветов, изображенных в центре, рисуются цветы и листья, которые постепенно уменьшаются к вершинам ромба.«цветочная полоса» - представляет собой повторяющуюся ленту цветов одинакового размера, которые могут варьироваться цветом и рисунком.«венок» - в принципе, та же «цветочная полоса», только замкнутая в круг.

Цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы.

Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня или петуха могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Допускается, если среди симметричного цветочного орнамента буду изображены две асимметричные по рисунку птицы, иногда даже различные по цвету. Одновременно могут быть использованный сразу два мотива: курочка и петух. Кстати, конь и петух символизируют солнце и пожелание счастья. А вот изображение курочки и петуха является символом семейного благополучия и пожелания семье множества детей.

Сюжетная роспись.

Этот вид городецкой росписи предполагает расписывание больших площадей. Роспись ведется, как правило, в два или три яруса. В верхнем ярусе рисуется основной сюжет (застолье, свидание, прогулка и т.д.), средний ярус, разделяющий, представлен в виде цветочной полосы, а нижний выглядит как цветочный орнамент. Может быть и другой вариант, когда основной сюжет опоясывается цветочной полосой.Картинки городецкой росписи со сценами чаепития, свадьбы или застолья обязательно включают изображение стола. При этом стол заполнен самоваром, чашками и вазой с цветами (которая, кстати, символизирует достаток и богатство). Лица сидящих за столом людей всегда обращены к зрителю. Крайне редко можно встретить изображения, развернутые в три четверти.Если изображаются сцены гуляний, выездов или свиданий, то воспроизводятся целые улицы с церквями, домами, заборами и различными растительными мотивами в виде деревьев и цветов. Очень часто рядом с главными героями росписи можно увидеть изображения различных животных. В таком случае главные герои рисуются более крупно на переднем плане, а второстепенные лишь оттеняют их.

5.Необходимые материалы

-Фанера (подготовленная доска)

-Простой карандаш;

-Ластик;

-Гуашь;

-Емкость для воды;

-Бесцветный лак.

 

Заключение:

Городецкий промысел – явление яркое, солнечное в народном искусстве и привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе с учащимися. Дети любуются звонкими сочетаниями красок, забавными сюжетами сцен из жизни провинциального города. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа.

Программу можно использовать в начальной школе студентам и молодым учителям. На данном этапе развития человечества утрачивается значение народных промыслов и дети должны узнать о таком известном промысле как Городец, о мастерах, которые возрождали промысел и давали толчок для его дальнейшего развития.

 

Список использованной литературы

1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.

2. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с.,

3. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования

[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.,

 

 

Технология изготовления

Этапы работы

Графическое изображение

Материалы, инструменты

1.Подготовитель-ный этап.

фанера, простой карандаш, ластик

2.Простым карандашом делаем  наброски рисунка (птица и цветы) на фанере

Фанера, простой карандаш, ластик

3.  процесс росписи начинаем с птицы

фанера с рисунком, кисти, краски

4. Переходим к росписи более мелких деталей

Фанера с рисунком, кисти, краски

5. Прорисовываем мелкие детали

Фанера с рисунком, кисти, краски

6. Когда гуашь высохнет, необходимо фанеру покрыть бесцветным лаком

Фанера с рисунком, бесцветный лак, кисточка

7.Заключительный этап

Вот что у нас получилось!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассчетная стоимость изделия:

-доска 50 руб.

-гуашь 100 руб.

-лак 150 руб.

-кисти 100 руб.

Итог: 400руб.

 

Заключение

Примерное время на изготовление 3 дня. Технология изготовления изделия достаточно проста.

В результате проектной деятельности развиваются способности развития зрительно-пространственной координации, развитие мелкой и крупной моторики рук. Детям очень нравится такой вид работы.


Источник: http://dergunova-ev.ru/blog/bank-tvorcheskih-proektov/tvorcheskiy-proekt-na-temu-rospis-derevyannoy-doski.-gorodeckaya-rospis-.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Творческий проект на тему «Роспись деревянной доски. Городецкая роспись» Модульное оригами маме

Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву Проект роспись по дереву

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ